Главная |
История |
Создание |
Жанры |
Фестивали |
Словарь |
Об авторе |
|
---|---|---|---|---|---|---|---|
Кинословарьа..в| г..е| ж..и| к| л..о| п, р| с, т| у..я     Актер    Об актере обычно говорят: "исполнитель роли". Он играет написанную в сценарии роль, реализует режиссерскую трактовку персонажа. Искусство актера исходит из реальности, он создает ее экранную образность, "вторую реальность".    Актер на экране продолжает традиции драматического театра, а также пантомимы, цирка, народных представлений. Но актер кино снимается в роли, как правило, единожды, он ен может как актер театра снова и снова возвращаться к ней, совершенствуя ее. После того, как фильм снят, зафиксирован на пленку, актер отчуждается от него.     Другая особенность состоит в том, что киноактер работает без непосредственного контакта со зрителем. На съемочной площадке его "зрителем" является камера. Поэтому требуется большая сила воображения, чтобы понять и почувствовать свою будущую аудиторию. Интуиция, воображение необходимы и по другой причине. Как известно, фильм снимается по объектам, не в сюжетной последовательности, что усложняет труд актера кино.     Но у него есть и преимущества. Камера способна приблизить героя к зрителю, может показать малейшие оттенки мимики, жестов, что является важным моментов для понимания внутреннего мира персонажа. Другие моменты: обстановка, пейзаж, детали, звуки - все это расширяет пространство, в котором актер может себя выразить.     Предшественниками современного актера кино являются те, кто сождал искусство немого. Они выработали его язык, который и сейчас, когда появилось слово, цвет, стереофония, широкий фотмат, микрофоны высокой чувствительности, не потерял своей эстетической значимости.     Ассистент- ближайший творческий помощник постановщика фильма - режиссера, оператора или художника, выполняющий организационно производственные функции в процессе подготовки и съемок фильма.    Ассистент режиссера в подготовительный период подбирает в соответствии с режиссерским замыслом кандидатуры актеров - исполнителей главных и эпизодических ролей, а также статистов для массовых сцен и отвечает за полную их готовность к съемкам. На съемочной площадке ассистент режиссера организует так называемый второй план, обеспечивает порядок работы участников съемки.     Ассистент оператора подготавливает к съемке аппаратуру, совместно с осветителями по заданию оператора-постановщика размещает осветительные приборы, регулирует освещенность съемочной площадки. Он следит за установкой фокуса камеры, получает пленку и ведет ее учет.     Ассистент художника подбирает изобразительный материал по архитектуре, быту, фольклору. Разрабатывает по эскизам художника-постановщика детали проектов декораций, макетов для комбинированных съемок. Он контролирует качество и сроки заказов, выполняемых цехами киностудий.     Круг обязанностей ассистента очень широк, от его опыта, добросовестности, инициативы и творческих данных во многом зависит результат работы всей съемочной группы. Ассистент - одна из важнейших профессий на кинопроизводстве, овладение которой требует разнообразных знаний и практических навыков.     Бутафория- специально изготовленные предметы, употребляемые вместо настоящих вещей в театральном спектакле или при съемке фильма: посуда, оружие, мебель, ювелирные изделия различных эпох и стилей и т.д. Кинематографисты предпочитают снимать подлинные вещи. Но, если нужный предмет уникален, громоздок или опасен в обращении, если его никогда не было и не могло быть на свете (например, в фантастическом фильме), то используется бутафория. При съемке деталей подделку легко заметить, поэтому требования к качеству имитации, аккуратность ее выполнения в кино выше, чем в театре.    Бутафорию изготавливают в макетно-бутафорских мастерских киностудий по эскизам художников-постановщиков или фотографиям образцов из дерева, папье-маше, фольги, гипса, пластмасс, стеклопластиков и т.д. Бутафория должна быть прочной и дешевой в исполнении, соответствую при этом своей роли в картине, ее стилю.     Видео    Появившись как способ фиксации движущегося изображения на магнитной ленте, видео прежде всего нашло свое применение на телевидении - запись передач этим способом позволяет затем монтировать их и выдавать в эфир в любое требуемое время, причем по техническому качеству это неотличимо от прямого эфира. Несколько позже видео стало вспомогательным средством при киносъемках (дублирующие системы видеозаписи позволяют режиссеру просматривать кадр сразу же по окончании съемки и соответственно решать, необходим ли повторный дубль). В середине 70-х видео широко вторглось в бытовую сферу, появился домашний аппарат наподобие обычного магнитофона, но способный помимо звука фиксировать и изображение. Это позволяло записывать транслируемые по телевидению передачи и фильмы, пользоваться кассетами с готовыми записями на самые различные темы.    Видео имеет большое значение для кинолюбительского творчества, для хранения и обмена информацией. Видео не является ни простым дубликатом кино, ни удобным способом "консервации" телевизионного искусства, оно включает и то и другое, образуя стремительно развивающееся явление культуры. К нашему времени способы создания видео изменились и продолжают совершенствоваться. Оно обрело огромные возможности, основанные на компьютерных технологиях.     Вирирование- процесс окрашивания фотографического изображения в различные цвета. Условное вирирование применялось в немых кинофильмах для усиления эмоционального воздействия на зрителей (сцены пожара окрашивали в красный цвет, ночные сцены - в синий). В некоторых цветных кинофильмах также можно увидеть кадры, окрашенные в один цвет. Но такое изображение получено уже не путем вирирования, а в процессе печатания с черно-белого негатива на цветную пленку.    Второй план  - воссоздание среды и атмосферы действия в фильме, важный элемент в композиции кинокадра. Актеры, пейзаж, звук, свет, декорации могут формировать образ второго плана (иногда его ошибочно называют "фоном"). Наличие второго плана предопределяется драматургическим замыслом, необходимостью поддержать и дополнить первый план. Первый и второй планы неотделимы друг от друга.    Выбор натуры- определение места и характера съемок кинофильма в условиях естественной среды в зависимости от требований сценария и режиссерского замысла. Натура бывает местная или дальняя. Для съемок в условиях дальней натуры организуют экспедиции. Это важный этап в работе над картиной, он производится режиссером-постановщиком вместе с художником, оператором и директором съемочной группы. Иногда перед съемками натуру несколько изменяют: маскируют или убирают ненужные предметы, строят декорации. При выборе натуры учитываются не только обстоятельства технического характера, но и стилевое, жанровое единство фильма, весь воплощаемый образ жанра. |
|||||||
Евтюшкина Ирина, ВГПУ, 2009 |